Государственный комитет Псковской области
по инвестициям и пространственному развитию
Интервью Натальи Труновой корреспонденту РИА Новости: от развития псковского туристского кластера к развитию всего региона
9 ноября 2010 года

В последние годы руководители большинства российских субъектов стали с особым вниманием относиться к туристской отрасли в своих регионах. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за счет мультипликативного эффекта развитие туризма может послужить толчком к развитию других отраслей региона, а это, в свою очередь, приведет к повышению жизненного уровня местного населения, повысит инвестиционную привлекательность региона. Председатель комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова в интервью РИА Новости поведала о том, как развивается туристская отрасль в регионе, на какие виды туризма делается основной акцент и каким ей видится будущее региональной туриндустрии.

- Наталья Александровна, какая динамика наблюдается в туристической отрасли региона? Можно ли уже делать какие-то прогнозы и сравнивать цифры прошлого и текущего года?

- В прошлом году мы действительно почувствовали влияние кризиса: по данным статистики, в 2009 году регион посетило всего 240 тысяч туристов. В этом году есть все основания надеяться, что мы вернемся на уровень 2008 года и турпоток по итогам года составит около 280-290 тысяч. Но это данные официальной статистики, которая, как мы знаем, учитывает далеко не всех туристов: во-первых, на лето (в основном, в отпускное время) в область приезжает достаточно большое количество людей из мегаполисов, которые снимают дома, квартиры и живут на территории области от двух недель до 2-3 месяцев. Так как этот сектор вне статистического наблюдения, посчитать его крайне сложно. Но это очень влияет и на потребительский рынок, и на посещаемость объектов культуры и т.д. Во-вторых, существует другая группа туристов, которых также сложно учитывать, - это туристы, приезжающие на один день (по нашему законодательству они не считаются туристами, так как туристы по российскому законодательству - это только те, кто задержался в определенном месте более чем на 24 часа). Но для таких городов, как Псков, а также наших соседей - Новгорода, Твери и других, которые расположены вблизи мегаполисов - это достаточно большая доля туристов. По оценкам нашего ежегодного мониторинга, это около 25-30% посещающих Псков и его пригороды.

- В Пскове и области существует большое количество уникальных историко-культурных памятников, мест, связанных со знаменательными событиями, происходившими на Руси и в России. Как вы планируете использовать этот потенциал для развития туризма в регионе?

- Для Пскова (как и для области в целом) характерен культурно-познавательный туризм. С этой целью регион посещает около 60% туристов. И это направление останется ключевым для региона. Основная задача, которую мы для себя видим на ближайшую перспективу, - это сменить формат, а именно перевести культурно-познавательный туризм в формат городского. Это прежде всего касается Пскова. Важно, чтобы в городе все стало, как говорят представители турбизнеса, "объектом показа": и общественные пространства (набережные, скверы, улицы и т.д.), потому что они являются важной составляющей маршрутов, и учреждения общественного питания, потому что в современных путеводителях по зарубежным городам вы найдете ряд уникальных кафе, в которых необходимо побывать, чтобы почувствовать атмосферу города, и магазины, потому что большинство современных туристов предпочитают совмещать посещение достопримечательностей и шопинг, и т.д. Это большая кропотливая работа. Продиктованная, прежде всего, рыночными тенденциями - современные туристы, которые уже побывали во многих зарубежных странах, хотят получить такой же комплексный продукт и в Пскове. При этом у нас запланированы очень интересные проекты по развитию и самого культурно-исторического наследия: в частности, в настоящее время Государственным комитетом по культуре ведется проработка проекта создания Музейного квартала (на базе основного комплекса Псковского музея-заповедника) и создания музея в Покровской башне в Пскове. Данные проекты предполагается реализовать в рамках проекта Всемирного банка "Сохранение и использование культурного наследия в России". Но диверсификация турпродукта важна и для других туристских мест области: и для Изборска, и для Печор, и для Пушкинских гор. - Предполагаются ли инвестиции в развитие конгресс-туризма и в каких объемах? Существуют ли какие-либо отдельные программы по развитию делового туризма? В настоящее время с такой инфраструктурой большие проблемы. Мероприятие больше чем на 250 человек провести просто негде. Есть проектная идея строительства выставочного центра площадью около 2 тысяч квадратных метров рядом с гостиницей "Интурист-Псков", которая в настоящее время достраивается. Практически в каждом реализуемом или планируемом к реализации проекте есть конференц-залы, рассчитанные на проведение уже крупных мероприятий. Считаю, что в среднесрочной перспективе в городе может быть реализован еще как минимум один проект по выставочной недвижимости, и в настоящее время мы ведем поиск инвестора, которому был бы интересен данный проект. Программы специальной нет, но так как именно псковский туристский кластер вошел в проект федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", то в рамках реализации данной программы и планируется поддержка данных проектов.

- Какой проект от Псковской области попал в федеральную целевую программу? В чем его основная идея, какие основные параметры?

- Основную идею я практически уже рассказала, когда рассказывала про идею городского туризма. Локализация данного проекта, который представлен в ФЦП, - центральная часть Пскова, который не должен через несколько лет благодаря реализации данной программы по уровню комфорта пребывания в городе уступать нашим европейским соседям. Безусловно, основным направлением является развитие туристской инфраструктуры: прежде всего гостиничных, выставочных и спа-комплексов, культурно-развлекательных центров и других объектов. Для города и региона это возможность существенно, практически в два раза, увеличить номерной фонд, изменить облик города, диверсифицировать турпродукт города. Частные инвестиции по уже заявленным проектам составляют около 4 миллиардов рублей. Я думаю, что это очевидно, почему мы занимаемся именно Псковом, ведь это сейчас один из основных центров, в который приезжают туристы (по потоку соразмерны разве что только Пушкинские горы). Но потенциал Пскова используется сейчас процентов на 20%. То есть из-за отсутствия современной инфраструктуры туристы здесь остаются максимум на две ночи (в основном это два дня и одна ночь, при этом один из дней, как правило, тратиться на пригороды). А в реальности такой город, как Псков, может удерживать туристов минимум четыре дня.

- Во всем мире активно развивается экологический туризм. Как с этим направление обстоит дело в Псковском регионе? Какие виды экотуризма пользуются наибольшей популярностью?

- В регионе есть известные далеко за пределами области заповедники, такие как Себежский, Полистовский и другие, которые посещаются экологическими туристами. Также другие природные территории привлекают туристов. Но не могу сказать, что данное направление хорошо развито. В первую очередь потому, что пока инфраструктура данного вида туризма развита крайне слабо. Во-вторых, есть особенность - у нас пока еще слабая культура экологического туриста. Ведь в европейских странах или США экологические туристы платят за стоянку, за вход в парки, где есть специальные дорожки, уклоняться от которых строго запрещено, и т.д. На эти деньги и содержится эта инфраструктура. У нас пока, вы сами знаете, ситуация несколько другая.

- Есть ли у вас специальные совместные программы развития туризма с соседними прибалтийскими странами? В чем их особенность?

- Как раз сейчас идет прием заявок в программу "Эстония-Латвия-Россия", в ее рамках мы подаем несколько совместных проектов. В том числе и по экологическому туризму (совместно с латвийской Латгалией). Основной идеей данного проекта является формирование инфраструктуры (обустройство пляжей, стоянок, спусков к воде, формирование маршрутов) в приграничных районах области. Есть еще ряд интересных проектов в сфере туризма, которые подаются в данную программу.

- В последнее время во многих регионах Росси достаточно широко отмечаются знаменательные события и памятные даты городов и районов. Как у вас идет подготовка к празднованию 1150-летия Изборска?

-Сейчас сформирован план мероприятий по подготовке празднования 1150-летия, который проходит согласование с федеральными министерствами. В рамках мероприятий подготовки к празднованию планируется прежде всего реконструкция самой Изборской крепости, ряда объектов на территории поселения и музея-заповедника, Псковский драматический театр. Я думаю, что о суммах нужно будет говорить, когда данный план будет утвержден. Памятник "нашему всему" в Пушкинском заповеднике В рамках празднования 1150-летия Изборска предполагается провести ряд знаковых общественно-политических и культурных мероприятий. Основные праздничные мероприятия пройдут в начале сентября 2012 года.

- Планируется ли в ближайшее время организация мероприятий, таких как постановка оперы "Псковитянка" в Псковском кремле?

- Результат этого года показывает, что проведение подобных мероприятий - это очень правильный маркетинговый ход. Это влияет не только на сферу туризма, но и на общее впечатление о регионе, в том числе на его инвестиционную привлекательность. Очень долго область оставалась в тени своих соседей и считалась депрессивным и непривлекательным ни для жизни, ни для ведения бизнеса регионом. Подобные мероприятия постепенно (этого нельзя сделать в одночасье) меняют прежде всего общее представление о регионе. Что касается эффективности, то на Масленицу приехало около 10 тысяч туристов. Для области это очень хорошие цифры. Постановка оперы "Псковитянка" стала культурным событием странового значения и положила начало для оперного фестиваля. Поэтому, безусловно, данные мероприятия будут проводиться и дальше, при этом задача администрации области снижать в этих мероприятиях долю бюджетных расходов.

© Администрация Псковской области

180000, г. Псков, ул. Некрасова, 23
Тел.: +7(8112) 29-97-29, факс: 29-09-39
Email: ktitd@obladmin.pskov.ru