Государственный комитет Псковской области
по инвестициям и пространственному развитию
Опыт Москвы по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства будет тиражирован в других регионах
25 апреля 2013 года

Круглый стол «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам», организованный Агентством стратегических инициатив совместно с «Клубом лидеров» и деловой газетой «Ведомости», состоялся вчера  в Москве.

Главная тема обсуждения – реализация пунктов дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

В мероприятии приняли участие: Министр экономического развития Российской Федерации Андрей Белоусов, генеральный директор АСИ Андрей Никитин, директор направления «Новый бизнес» АСИ, председатель «Клуба лидеров» Артём Аветисян, генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова, председатель совета директоров «Баркли», руководитель рабочей группы НПИ «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Леонид Казинец и другие представители общественности, бизнеса и структур государственного управления.

Модератор круглого стола Артём Аветисян в своем выступлении отметил, что дорожная карта «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» – самая проблемная из всего ряда дорожных карт НПИ. К сегодняшнему дню исполнено только два пункта дорожной карты, при этом, 20 запланированных мероприятий, выполнены не в полном объеме.

«В последние четыре месяца при участии АСИ, Минрегиона и РЖС в карту вносятся многочисленные изменения. Фактически, мы имеем сегодня новый вариант карты, которую планируется утвердить и реализовать. Но процесс ее формирования еще не завершен», - сообщил Артём Аветисян.

Трудности в реализации решений дорожной карты отметил также глава Минэкономразвития России Андрей Белоусов. «Трудно найти более закостеневшую, забюрократизированную, коррумпированную систему, чем та, о которой мы говорим, - сказал министр - Я должен отметить, что Министерство регионального развития и Госстрой России проделали колоссальную работу, которая позволила начать трансформацию этой системы. Однако если мы говорим о результатах этого этапа, то формально большинство пунктов не выполнено. Но я считаю, что результат есть. Он заключается в том, что начался сам процесс изменения регуляторики в строительстве, и не только регуляторики, но и всего комплекса действий, которые регулируют сферу строительства. Еще одним измерением результата станут оценки изменения инвестиционного климата, которые Всемирный банк представит осенью».

Андрей Белоусов также отметил, что разработчики дорожной карты во многом опирались на опыт Московских властей, которые провели инвентаризацию процедур в сфере строительства. Таким образом, одной из задач, возникающих в связи с реализацией положений дорожной карты, становится распространение опыта Москвы на другие регионы России, прежде всего, на пилотные регионы, реализующие инициативы АСИ.

Другой проблемной областью министр назвал мониторинг реализации дорожных карт НПИ. Эту функцию взяли на себя представители бизнеса, однако их понимание того, что должно быть сделано, часто не совпадает с тем, как понимают цели дорожных карт представители системы государственного управления.

«Мы действительно предполагали, что бизнес-сообщество будет привлечено к мониторингу дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Однако для конкретного понимания, к чему мы пришли (в качестве результата), необходимо было заранее определять ожидаемый результат от внедрения того или иного решения. Этого не было сделано на первом этапе. Таким образом, ожидания многих сторон – участников работы оказались нереализованными. Сегодня мы по каждому пункту фиксируем ожидаемый результат – что предпринимательское сообщество хотело бы получить в результате реализации. Это поможет избежать препирательств, по поводу того, как идет работа», - отметил Андрей Белоусов.

Министр также подчеркнул, что в ходе работы над дорожной картой было принято решение сосредоточиться на нескольких ключевых пунктах:

- Обеспечить предоставление земельных участков посредством прозрачного механизма на аукционной основе (данные об использовании такого механизма могут быть внедрены в систему KPI губернаторов).

- Обеспечить взвешенную и продуманную либерализацию регулирования в строительстве. На опыте Москвы удалось сформировать ряд новаций, которые должны ускорить процедуру принятия решений. Также предложено реализовать механизм, который бы позволил застройщику начинать работы до получения всех разрешительных документов по всем этапам строительства.

- Реформировать систему контрольно-надзорных функций в сфере строительства. Комплекс предлагаемых мер базируется на принципе резкого повышения персональной ответственности для сторон, которые принимают решения о строительстве различных объектов; параллельно с увеличением ответственности планируется уменьшение количества бюрократических процедур, необходимых для строительства.

Руководитель рабочей группы НПИ «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» АСИ Леонид Казинец сообщил, что даже обозначенные задачи являются крайне сложными и весьма обширными:

«Не получается свести дорожную карту к тому, чтобы просто снять административные барьеры, карта получается более широкой. По прошествии некоторого времени после составления первого варианта дорожной карты мы поняли, что изменение ситуации требует более широкого подхода и начали редактировать карту. Перед нами стоит огромная задача, надо понимать, что она не сводится к изменениям в одном лишь кодексе. Это, как минимум, шесть кодексов, и то, что мы сделали сегодня – постарались переформатировать несколько основных задач. Основная часть работы еще впереди».

При этом, по словам генерального директора АСИ Андрея Никитина, значительный разброс и объем задач в рамках дорожной карты не должен сказаться на практическом результате, который измеряется реальными изменениями в сфере строительства.

«Широкий объем работы, который стоит перед нами, не может стать причиной отложенных или нереализованных результатов. Только работа, ориентированная на нормальные, ощутимые для бизнеса результаты, имеет право на существование. В том, что касается дорожной карты по строительству, у нас нет так называемого «комплекса автора», и мы намерены совершенствовать и корректировать дорожную карту до тех пор, пока она не будет выполнять те функции, которые и должна», - отметил генеральный директор АСИ.

Крайне важна объективная оценка происходящих перемен, добавил он. Оценивать работу по сокращению административных барьеров должны сами предприниматели, которые также должны иметь возможность повлиять на принимаемые решения. Важным аспектом предлагаемых трансформаций должна стать их масштабируемость, возможность распространения успешных кейсов на всей территории России, - напомнил Андрей Никитин один из принципов работы АСИ.

«Инструмент мониторинга (реализации дорожных карт НПИ – прим.) для нас – «Клуб лидеров». К этому процессу также хотят присоединиться «Деловая Россия» и «ОПОРА», однако мы не рассматриваем все эти силы в качестве конкурентов. В частности, «Клуб лидеров» интересен для нас как организация, члены которой поддерживают постоянную связь с реальной практической работой», - подчеркнул Андрей Никитин.

Он также сообщил, что интернет-площадкой для мониторинга реализации дорожных карт НПИ будет служить специальный портал Инвестклимат.РФ. Планируется, что благодаря этому порталу будет установлена связь с большим количеством предпринимателей, которые смогут дать объективную оценку деятельности, осуществляемой в рамках реализации дорожных карт.

В ходе круглого стола Андрей Белоусов и Андрей Никитин подписали соглашение «О взаимодействии в рамках оценки достижения эффектов от реализации мероприятий дорожных карт по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации».

© Администрация Псковской области

180000, г. Псков, ул. Некрасова, 23
Тел.: +7(8112) 29-97-29, факс: 29-09-39
Email: ktitd@obladmin.pskov.ru